Cлово "ДУШ, ДУША"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Варианты слова: ДУШИ, ДУШУ, ДУШЕ

1. Померанц Г.: Открытость бездне. Встречи с Достоевским. Точка безумия в жизни героя Достоевского
Входимость: 84.
2. Иванов Вяч.: Достоевский и роман-трагедия
Входимость: 66.
3. Померанц Г.: Открытость бездне. Встречи с Достоевским. Князь Мышкин
Входимость: 51.
4. Айхенвальд Ю. И.: Достоевский
Входимость: 50.
5. Достоевский в Германии - обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. IV. Неоромантизм. Легенда о "русской душе"
Входимость: 47.
6. Страхов Н. Н.: Преступление и наказание
Входимость: 45.
7. Хозяйка (часть 2)
Входимость: 44.
8. Лосский Н.О.: Достоевский и его христианское миропонимание. Часть II. Глава IV. Личность в художественном творчестве Достоевского
Входимость: 39.
9. Тарасов Ф. Б. (Москва). Евангельский текст в художественной концепции "Братьев Карамазовых"
Входимость: 37.
10. Тарасов Б. Н. (Москва). Художественное завещание Достоевского
Входимость: 37.
11. Ю. Селезнев. Достоевский (Из серии "Жизнь замечательных людей"). Часть вторая. Житие великого грешника. Глава II. Россия и Европа. 1. "Время"
Входимость: 35.
13. Лосский Н.О.: Достоевский и его христианское миропонимание. Часть I. Глава вторая. Религиозная жизнь Достоевского
Входимость: 33.
14. Мочульский К.: Достоевский. Жизнь и творчество. Глава 20. "Подросток"
Входимость: 31.
16. Бердяев Н.: Миросозерцание Достоевского. Глава VII. Россия
Входимость: 31.
17. Записки из подполья (часть 2)
Входимость: 31.
18. Лосский Н.О.: Достоевский и его христианское миропонимание. Часть II. Глава VI. "Положительно прекрасный человек" и душевно здоровые люди в произведениях Достоевского
Входимость: 31.
19. Кони А. Ф.: Федор Михайлович Достоевский
Входимость: 30.
20. Антонович М. А.: Мистико-аскетический роман "Братья Карамазовы"
Входимость: 30.
21. Дневник Достоевского. 1880 год
Входимость: 30.
22. Антонович М. А.: Мистико-аскетический роман
Входимость: 30.
23. Лосский Н.О.: Достоевский и его христианское миропонимание. Часть II. Глава I. Абсолютное совершенство
Входимость: 29.
24. Лосский Н.О.: Достоевский и его христианское миропонимание. Часть I. Глава первая. Основные черты характера Достоевского
Входимость: 28.
27. Бердяев Н.: Духи русской революции
Входимость: 27.
28. Мочульский К.: Достоевский. Жизнь и творчество. Глава 4. Произведения 1847 и 1848 годов
Входимость: 27.
29. Ю. Селезнев. Достоевский (Из серии "Жизнь замечательных людей"). Часть вторая. Житие великого грешника. Глава II. Россия и Европа. 3. Крушение эпохи
Входимость: 26.
30. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь (К теории пародии)
Входимость: 26.
31. Ю. Селезнев. Достоевский (Из серии "Жизнь замечательных людей"). Часть первая. Судьба человека. Глава 1. Голгофа. 2. Петербургские сновидения
Входимость: 26.
32. Варианты произведений. Неточка Незванова
Входимость: 26.
33. Ю. Селезнев. Достоевский (Из серии "Жизнь замечательных людей"). Часть первая. Судьба человека. Глава II. Поприще. 3. Сомнения
Входимость: 26.
34. Дневник Достоевского. 1877 год. Июль-Август
Входимость: 26.
35. Ю. Селезнев. Достоевский (Из серии "Жизнь замечательных людей"). Часть вторая. Житие великого грешника. Глава I. В дороге. 2. Страсти
Входимость: 26.
36. Гачева А. Г. (Москва). Проблема всеобщности спасения в романе "Братья Карамазовы" (в контексте эсхатологических идей Н. Ф. Федорова и B. C. Соловьева)
Входимость: 26.
37. Осипов А. И.: Ф. М. Достоевский и христианство
Входимость: 26.
38. Дневник Достоевского. 1877 год. Декабрь
Входимость: 26.
39. Дневник Достоевского. 1876 год. Декабрь
Входимость: 26.
40. Чулков Г. И.: Достоевский и судьба России
Входимость: 25.
41. Лео Яковлев: Достоевский: призраки, фобии, химеры. III. Наедине с собой
Входимость: 25.
42. Померанц Г.: Открытость бездне. Встречи с Достоевским. Вокруг исповеди Ставрогина и «Крейцеровой сонаты»
Входимость: 25.
43. Ткачев П. Н.: Новые типы "Забитых людей"
Входимость: 25.
44. Фридлендер Г. M.: Ф. М. Достоевский и его наследие
Входимость: 24.
45. Мочульский К.: Достоевский. Жизнь и творчество. Глава 21. "Дневник писателя" (1876—1877)
Входимость: 23.
46. Ответ "Русскому Вестнику"
Входимость: 23.
47. Бердяев Н. А.: Откровение о человеке в творчестве Достоевского
Входимость: 23.
48. Мочульский К.: Достоевский. Жизнь и творчество. Глава 23. "Братья Карамазовы"
Входимость: 23.
49. Булгаков С. Н.: Иван Карамазов как философский тип
Входимость: 23.
50. Мочульский К.: Достоевский. Жизнь и творчество. Глава 15. "Идиот"
Входимость: 23.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Померанц Г.: Открытость бездне. Встречи с Достоевским. Точка безумия в жизни героя Достоевского
Входимость: 84. Размер: 51кб.
Часть текста: и в творчестве находивший выход из своих страданий. Можно вспомнить Гейне в матрацной могиле; Леопарди, писавшего только летом и только в самых благоприятных климатических условиях, а с осени и до весны не выходившего из тяжелой депрессии; Ницше, отвечавшего яростными гимнами здоровью на развитие своего недуга; Ван Гога, искавшего в космических вихрях цвета и света, перенесенных на полотно, выход за стены психиатрической клиники... Этот список легко можно было бы продолжить (я ограничиваюсь современниками Достоевского). Чувствительность художника делает его легко уязвимым; а болезненное восприятие мира заставляет со страстью создавать другую действительность, более гармоническую или более яркую... Однако страдающий Гейне не похож на страдающего Ницше и оба они – на Достоевского. Писатель может монтировать в художественную ткань кусочки реально пережитого, но целое создает творческое воображение, ищущее в своей работе (и дающее читателю) то, что Аристотель называл катарсисом, Абхинавагупта – осязанием брахмана, а Достоевский – таинственным прикосновением мирам иным. То есть к эстетическому переживанию каких-то глубин бытия, где бесконечный источник радости. Если свести все различия творчества, потрясенного страданием, к простой противоположности, можно сказать: одни страдальцы останавливаются на проклятиях Иова, другие слышат и дают услышать голос из бури. Достоевский относится к тем, кто слышит этот голос. В состоянии...
2. Иванов Вяч.: Достоевский и роман-трагедия
Входимость: 66. Размер: 101кб.
Часть текста: всех от нас ушедших вождей и богатырей духа. Сходят со сцены люди, которые были властителями наших дум, или только отходят вглубь с переднего плана сцены, - и мы уже знаем, как определилось их историческое место, какое десятилетие нашей быстро текущей жизни, какое устремление нашей беспокойно ищущей, нашей мятущейся мысли они выразили и воплотили. Так, Чехов кажется нам поэтом сумерек дореволюционной поры. Немногие как бы изъяты в нашем сознании из этой ближайшей исторической обусловленности: так возвышается над потоком времени Лев Толстой. Но часто это значит только, что некий живой порыв завершился и откристаллизовался в непреложную ценность, - а между нами и этим новым, зажегшимся на краю неба, маяком легло еще большее отдаление, чем промеж нами и тем, кто накануне шел впереди и предводил нас до последнего поворота дороги. Те, что исполнили работу вчерашнего дня истории, в некотором смысле ближе переживаемой жизни, чем незыблемые светочи, намечающие путь к верховным целям. Толстой, художник, уже только радует нас с высот надвременного Парнаса, прозрачной и далекой обители нестареющих Муз. Еще недавно мы были потрясены уходом Толстого из его дома и из нашего общего дома, этою торжественною и заветною разлукою на пороге сего мира и неведомого иного, безусловного и...
3. Померанц Г.: Открытость бездне. Встречи с Достоевским. Князь Мышкин
Входимость: 51. Размер: 106кб.
Часть текста: сольется с ними... Неизвестность и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, были ужасны; но он говорит, что ничего не было для него в это время тяжелее, как беспрерывная мысль: «Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь – какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!» Александра Епанчина спрашивает князя: «Ну, что же он с этим богатством сделал потом? Жил ли каждую минуту «счетом»? – О нет, он мне сам говорил, – я его уже про это спрашивал, – вовсе не так жил и много-много минут потерял». Я думаю, лучи, сверкавшие на эшафоте, были не чисто внешними. Наши нервные центры, воспринимающие свет, способны воспринимать как свет и что-то другое, изнутри. Иногда этот внутренний свет, вспыхнув, совершенно гасит внешний (так бывает в полутьме, когда внешний слабо давит на нервы и его легко оттеснить). Иногда же внутренний свет, при блеске солнечных лучей, присоединяется к сверканию капель на ветках, смоченных дождем, или, как у Достоевского, к сверканию позолоченного шпиля – и превращает это обычное зрелище в чудотворную икону. Преображение Достоевского было неполным (иначе оно совершенно захватило бы его и уже не оставило бы в этот миг места для «тяжелых мыслей»); скорее даже намеком, проблеском чуда. Но проблеск был. Потом он отодвинулся в глубину памяти; инерция жизни, казавшаяся прерванной в последние минуты, потащила дальше; опять пошло обычное раздражение, ненависть, сострадание, порывы добра, радость и муки творчества, усталость, отупение... И все-таки воспоминание, оставшееся на дне души, не умерло и жило какой-то тихой скрытой жизнью, и в какие-то мгновения эта жизнь вдруг становилась явной, и все существо тогда отшатывалось от обычного и рвалось к свету. ...
4. Айхенвальд Ю. И.: Достоевский
Входимость: 50. Размер: 52кб.
Часть текста: и зажигает вокруг него особенно зловещий ореол. Пусть казнь стала теперь явлением бытовым и частым до пошлости, это все-таки не сделало ее менее страшной. И часто, когда приходит новая весть о ней, невольно вспоминаешь, какой роковой момент составляла она в его внутреннем мире и как неотступно возвращался он к ней в своих произведениях. Он не только в праведные уста князя Мышкина вложил эти волнующие речи о "судорогах", до которых доводят на эшафоте человеческую душу, о безмерном "надругательстве над нею" ("нет, с человеком так нельзя поступать!"), - он, не боясь смешного, заставил и пьяного, плутоватого чиновника Лебедева молиться за упокой души графини Дюбарри (казалось бы, что ему эта Гекуба?) и из всячески далекой для Лебедева французской истории приблизил к его сознанию и совести ту сцену, когда подталкивают Дюбарри к ножу гильотины, а она, "на потеху пуасардок парижских", кричит: encore un monent, monsieur le bourreau, encore un moment! "Что и означает: "минуточку одну еще повремените, господин буро, всего одну!" И вот за эту-то минуточку ей, может, Господь и простит, ибо дальше этакого мизера с человеческой душой вообразить невозможно... От этого графининого крика об...
5. Достоевский в Германии - обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского. IV. Неоромантизм. Легенда о "русской душе"
Входимость: 47. Размер: 61кб.
Часть текста: Однако, утратив социальный оптимизм своих предшественников, немецкие модернисты отходят от современности, противопоставляя ей свой фантастический идеальный мир. Отсюда возникает дуализм мечты и действительности и одновременно стремление преодолеть его в некой гармонии. На почве этих исканий в Германии возрождается романтическое мироощущение. Актуальным становится Ницше, которого объявляют "философом неоромантики" 292 . Первый номер неоромантического журнала "Pan" (1895) 293 открывается притчей из "Заратустры" Ницше и "Гимном к ночи" Новалиса. Как в романтизме, так и в Ницше неоромантиков привлекает пафос иррационализма. Через иррациональное стремятся они примирить противоречия современного человека, обрести цельность, вернуться к истокам бытия. Поиски гармонии приводят их к романтизму, к романтически-мистическому "всемирному чувству". Но если у ранних немецких романтиков это -- пантеистическое чувство, направленное вовне, то у неоромантиков центр тяжести переносится вовнутрь -- в духовный мир человеческой личности. Воинствующий индивидуализм -- характерная черта немецкого неоромантизма. Человек делает себя богом для того, чтобы обрести свободу. Следует отметить, что религиозность неоромантиков не имеет ничего общего с христианством, которое они ...

© 2000- NIV